Группа "Солнышко". Воспитатели: Цильман Наталья Владимировна, Литвинова Валентина Николаевна

Конспект НОД

04 мая [сб]

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности по окружающему миру в старшей группе «Природные заповедники»

Тема: «Природные заповедники»

Цель: знакомство с понятием «заповедник», его основным назначением.

Программные задачи:

1. Формировать представления об основных охраняемых природных территориях Белгородской области;

2. Развивать интегративные качества «любознательный, активный», «эмоционально отзывчивый», мыслительную и речевую активность, познавательный интерес к природе родного края в процессе выполнения игровых заданий;

3. Воспитывать навыки дружеского взаимодействия в ходе решения проблемных ситуаций.

Материал: карта Белгородской области, картинки с редкими и вымирающими видами животных и растений Белгородской области, картинки животных, растений .

Ход занятия:

В самом начале занятия воспитатель настраивает детей на предстоящую деятельность, побуждает сесть ровно, следя за осанкой своих воспитанников.  Педагог сообщает детям, что хочет рассказать им одну очень интересную легенду. Воспитатель читает эту легенду, но не дочитывает ее до конца:

«Давным-давно в одной далёкой-далёкой Галактике молодой начинающий Бог смерти уронил на Землю свою книгу. То была ужасная Красная книга. Красной она называлась за то, что каждый её абзац начинался с красной строки, а ужасной, потому что её обложка была ярко-красного предупреждающего цвета. Но самым необычным в этой книге было то, что любое животное или растение, вписанное в неё, умирало в течение каких-нибудь 10 лет. Книгу нашёл один молодой юноша. И он немедленно прочитал ее правила:

1. Животное или растение, чьё название записано в Красную книгу, умрёт.

2. Поскольку все животные и растения одного вида выглядят одинаково, то вымирает сразу весь вид.

3. Для каждого уголка Земли, для каждого края обозначен свой список растений и животных, которые погибнут; к животным относится все живое – рыбы, птицы, насекомые;

4. Если причина смерти не указана, животное умрёт через 10 лет от вырубки леса.

Берегите лес!»

Через десять лет люди внезапно осознали, что от вырубки леса стали вымирать животные одно за другим, исчезать некоторые виды растений…» <…

После предъявления первой части легенды  воспитатель предлагает детям самим догадаться, чем же она закончилась. Принятие цели идет за счет  создания этой проблемной ситуации: узнать конец только что рассказанной легенды.

Для того чтобы, помочь детям отгадать конец легенды, воспитатель сначала предлагает вспомнить, что такое Красная книга, о которой говорится в легенде и какие животные и растения родного края  в нее занесены. С этой целью педагог организует беседу с детьми:

- Что такое Красная книга?

- Для чего она нужна?

- Какие виды растений, занесенных в Красную книгу , вы знаете? (лимонник китайский, тис остроконечный, венерины башмачки и др.)

- Какие виды животных, занесенных в Красную книгу, вы знаете?(черный журавль, амурский тигр, белоплечий орлан и др.)

Педагог обобщает ответы детей после проведения беседы.

После беседы воспитатель предлагает поиграть в игру «Кто быстрее?» Игра проводится с целью закрепления знаний о том, какие животные и растения , занесенные в Красную книгу относятся к редким видам, а какие к вымирающим. Воспитатель делит детей на 2 команды. Первая команда отбирает картинки, на которых изображены редкие виды животных и растений ,вторая команда – на которых изображены вымирающие виды животных и растений. Чья команда быстрее и безошибочно справится с заданием, та и становится победителем.

Воспитатель спрашивает детей, почему они для своей команды отобрали ту или иную картинку, побуждая детей отвечать полным ответом, грамматически правильно выстраивая предложение (интеграция с областью «речевое развитие»). Вместе с детьми определяет результат игры, подводя итоги.

По окончанию данной игры педагог проводит физкультминутку(«Звери делают зарядку»)имеющую оздоровительную направленность(интеграция с областью «Физическое развитие»). Цель физкультминутки: предотвратить утомление детей.

 Звери делают зарядку — (Ходьба на месте, руки на поясе.)

 Кто вприскочку, (Прыжок вверх.)

 Кто вприсядку, (Присесть, руки вперед.)

 Кто-то плечи поднимает, (Вставая, поднять плечи (руки свободно опущены).

 Кто-то плечи опускает. (Опустить плечи.)

 Сделаем руками взмах, (Руки в стороны.)

 Вправо мах и влево мах, (Маховые движения ногами вправо-влево.)

 Полуприсед, (Полуприсед, руки на поясе.)

 Присед, (Присед.)

 Наклон, (Наклон вперед, руки в стороны.)

 Всем спортсменам

 Шлем поклон. (Подняться на носки, руки вверх, наклон вперед с касанием руками пола.)

 Стройными, красивыми

 Все хотим мы стать,

 Добрыми и сильными,

 Чтоб весь мир обнять!

В следующем игровом задании педагог предлагает подойти к карте Белгородской области и «расселить» животных и растений на заранее очерченные педагогом территории. Перед выполнением задания воспитатель задает вопросы:

- Каким цветом на карте изображены горы? (желтым, коричневым) Равнины? (зеленым)

- Что означают голубые полоски на карте Белгородской области? (реки).

Дети «расселяют» растения и животных в соответствии с возможным ареалом их обитания. В процессе выполнения игрового задания, воспитатель спрашивает детей, почему они прикладывают ту или иную картинку, заселяя животного или растение, активизируя мыслительную и речевую деятельность детей и решая задачи экологического воспитания, закрепляя знания о том, что у каждого вида животного или растения свой ареал обитания, который зависит от особенностей местности. Воспитатель с помощью этого игрового задания подводит детей к понятию, что на территории Белгородской области существуют определенные места, достойные внимания. С помощью наводящих вопросов воспитатель наводит детей на мысль, что эти территории являются охраняемыми территориями:

- Как вы думаете, почему эти места на карте Белгородской области я очертила границей?

- Что обозначает эта граница?

После того, как на эти вопросы детьми были найдены ответы, и педагог их обобщил, он говорит о том, как правильно называются охраняемые территории, тем самым знакомит детей с таким понятием, как заповедник, расширяя активный словарь детей. Для наилучшего усвоения материала воспитатель с помощью вопросов подводит к пониманию того, что означает это слово – «заповедник»:

- От какого слова произошло слово «заповедник»? (заповедь);

- Что такое заповедь? (правило, закон).

Вместе с детьми педагог делает вывод о том, что заповедник – это… И что на территории Белгородской области есть такие заповедники (показывает их на карте и вместе с детьми повторяет их названия и названия охраняемых «жителей»).

После того, как сделан вывод, что такое заповедник и дети были ознакомлены с основными заповедниками Белгородской области, воспитатель предлагает вновь вернуться к легенде, просит детей вспомнить, о чем говорилось в этой легенде. При необходимости он рассказывает первую часть легенды еще раз.

Дети пытаются рассказать конец легенды самостоятельно, выдвигая разные версии. Например, о том, что юноша, который в легенде нашел Красную книгу, решил построить заповедник, дабы оградить территорию, чтобы спасти животных и растений.

Воспитатель рассказывает конец легенды, чтобы убедиться вместе с детьми, что их выдвинутая версия верна:

…> «Этому юноше внутренний голос подсказал, что если строить заповедники, то действие Красной книги на их содержимое распространяться не будет. Тщательно потолковав со своим внутренним голосом, юноша пошел к народу рассказать о Красной книге и о том, что в ней написано. Когда народ узнал, что заповедники могут спасти от вымирания почти всё живое на земле, он (народ) воодушевился и начал рыть, строить, огораживать заповедники по всей планете, запрещая там охотиться, собирать. Спустя ещё пару лет оказалось, что заповедники действительно помогают сохранить редкие вымирающие виды растений и животных…»

После того как легенда до конца зачитана,  воспитатель говорит о том, как легко было догадаться, чем же закончится эта интересная легенда, акцентируя внимание на интерактивном взаимодействии детей – любое дело получается успешным, когда оно делается с желанием и в дружном коллективе.

Педагог создает эмоциональный настрой на следующую деятельность – возраст детей позволяет оставить конец занятия «открытым» за счет предложения разбиться на группы и попробовать нарисовать эмблему к  заповеднику Белгородской области и тем самым закрепить полученные знания. Таким образом, педагог получает возможность не только творчески закончить работу с детьми, но и обозначить связь этой работы с жизнью, что является одним из главных требований к планированию образовательной деятельности.

Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Росинка» г.Бирюча»  Цильман Н.В.


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.